Тот Еще Гусь

#многобукв

Проект "Музыка и вино" начался с фальстарта. Нет, немного не так. Я рассчитывал, что довольно быстро удастся набрать темп в 4-6 музыкальных дегустаций в год, однако между пилотным выступлением и последующим прошел 21 месяц.
Подготовка к новому музыкальному вечеру складывалась не так уж гладко. Вы, должно быть, помните, что я анонсировал "Французское барокко в музыке и вине" еще в конце ноября прошлого года. Не сложилось, Марина Белова - исполнительница партии лютни, тогда переиграла руки и не смогла выступить. Пришлось отложить концерт-дегустацию еще на 8 недель. Впрочем, не суть. Всё должно происходить в свое время. И теперь, наконец, звезды сложились - 27 января в гастрокафе "Тот еще гусь" яблоку было негде упасть.
Напомню, проект "Музыка и вино" - совместное детище Надежды Яровой и вашего покорного слуги. Надежда - выпускница Московской консерватории по классу альта, ответственна за музыкальную часть программы. Я же - за винную и организационную. Идея проекта - подобрать музыкально-винные пары, совместив дегустацию и концерт. В этих сочетаниях вино должно соответствовать музыке, ее настроению, темпу, мелодии, гармонии. Вдобавок, дегустация должна быть основана на тех образцах, которые были доступны в момент написания музыкального произведения. Так что главная задача каждого вечера - передать эстетику эпохи через вино и музыку.
Французское барокко неразрывно связано с королем Людовиком XIV. Именно он был главным законодателем мод, зачинателем вкусов, да и основным заказчиком музыкальных произведений и театральных постановок. Одним из наиболее известных придворных музыкантов и композиторов "короля-солнце" считался Марен Маре - его произведения и доминировали на дегустации. Но какие вина сопровождали его музыку при дворе?
Полагаю, что это были вина долины Луары. Почему же? Вы помните второе название реки? Королевская. Не секрет, что практически вся французская знать обладала именьями, дворцами, замками, расположенными по её берегам. Королевская резиденция тоже находилась неподалеку. Уверен, что даже после переезда двора в Версаль, знать сохранила свои прежние кулинарные и винные привычки. Так что и в знаменитом предместье Парижа под музыку Маре наслаждались Сансерами, Анжу и Шинонами. Эти сочетания мы и возродили в рамках проекта "Французское барокко в музыке и вине".
Стартовали со светлых, радостных вариаций Маре Sujet Divertize, которые стали идеальным началом вечера, да и создали правильное настроение. К ним подали Marquis de Goulaine "Les Lorys" Sancerre AOP 2019 (импортер - Браво-Д). В его минерально-травянистом аромате обнаруживались оттенки цедры и мякоти белого грейпфрута, а также зеленого чая. Во вкусе вино было минерально-фруктовым, в меру плотным. Эта пара стала отправной точкой, своего рода точной настройкой на вечер.
Продолжили тоже Сансером - Domaine La Barbotaine Sancerre AOP 2019 (импортер - Арома). Если первый был строгим и свежим, то второй оказался куда более пышным и фруктовым. Можно было заметить тона белой черешни, белых персиков и специй, нюансы цветущего апельсина и минералов. Во вкусе вино выглядело округлым, слегка маслянистым, минерально-фруктовым. В пару ему был подобран галантный и чуть жеманный трехдольный танец La Provencale.
Третье вино вечера Chateau de la Roulerie Chenin Blanc Anjou Blanc AOC 2016 (импортер - Винотерра) имело принципиально иной характер. Обладало куда более парфюмированным, цветочно-медовым ароматом с тонами спелых абрикосов и манго, с нотками кондитерских специй и минералов, свежим, гладким, минерально-фруктовым вкусом с иллюзией сладинки, а, значит, требовало другого сопровождения. Им послужил игривый, непринужденный и живой танец Le Basque. Удивительно как вино, застрявшее между молодостью и возрастом, с ним сочеталось. Казалось, что зал пустится в пляс.
Признаюсь, от следующей пары Marquis de Goulaine "La Roseraie" Rose d'Anjou AOP 2019 (импортер - Браво-Д) и танца французских моряков La Matelotte я многого не ждал. Не имею ничего против бравурной, взволнованной, немного нервной мелодии, как бы подчеркивавшей угловатость движений танцоров в морской форме. Но репутация Rose d'Anjou находится не на высоте. Ведь редкое вино из этого апеласьона остается в памяти до конца вечера. Как же я ошибался! Это удивительно удачная позиция продемонстрировала цветочно-ягодный аромат, с тонами малины и земляники, гладкий, слегка сладковатый, фруктовый вкус. Подобных Rose d'Anjou, прекрасно соответствующих запросам рынка, еще надо поискать. Стоит напомнить, что именно такие вина с небольшим остаточным сахаром, скорей всего, превалировали во Франции во времена Людовика XIV. Так что пара была архетипичной для эпохи.
До эпидемии филлоксеры в Верхней Луаре доминировали отнюдь не Совиньоны. Большинство Сансеров были красными или розовыми винами, произведенными из сорта Пино Нуар. Сейчас же в регионе они явно в меньшинстве. Так что последовавшее Alphons Mellot "La Moussiere" Rose Sancerre AOP 2018 (импортер - Виником) опять же было хрестоматийным. Оно прекрасно балансировало между элегантностью и характером. Проявило яркий, ягодный аромат, с тонами брусники и клюквы с толстой кожурой, с легкими пряными и кожистыми оттенками, стройный, пряно-фруктовый вкус. В музыкальном плане пришлось несколько отступить от генеральный линии - в сопровождении к розовому Сансеру Марина Белова исполнила соло утонченную прелюдию и изысканную чакону современника Маре - Николя Валле (Nicolas Vallet).
Естественно к красным винам напрашивалась принципиально другая музыка. Вино Marquis de Goulaine "Le Haut Presle" Chinon AOP 2018 (импортер - Браво-Д) запомнилось животным ароматом, с тонами ментола и эвкалипта, с нотками ирги и чернослива, с заметными кожистыми оттенками, немного нервным, свежим, кожисто-фруктовым вкусом. Вроде бы его открыли за 2 часа до подачи, но определенно оно нуждалось в большей аэрации. Пожалуй, это вино пока должно дожидаться своего часа в погребе, оно только набирает форму. Примерно через полтора-два года прозвучит принципиально иначе, доставит истинное наслаждение. В паре с ним прозвучала одна из самых известных тем Маре - Les Folies d'Espagne. Если быть точным, были исполнены 16 из 32 вариаций этого минорного танца испано-португальского происхождения. Чуть более медленные темы соревновались с виртуозными и почти задорными. Половина раскрывающихся картинок были торжественными и загадочными, другие - наоборот, кружевными и даже гротескными, а третьи - и вовсе стремительными и полетными. Ради захватывающего танцевального финала мне даже пришлось взять в руки бубен, чтобы ритмически поддержать музыкантов. Безусловно, эта пара стала золотым сечением вечера.
После трагичной, возвышенной и драматичной фолии нужна была верная кода. Еще один Шинон Jean-Maurice Raffault Chinon AOP 2018 (импортер - Винотерра) - благородный, цветочный, с тонами спелой сладкой вишни, с оттенками печеных каштанов, карандашной стружки и специй, изящный и свежий был соединен со старинным французским танцем L'agrabale. Эта пара стала верным путем сквозь свинцовые тучи к светлому солнцу, явилась настоящим катарсисом.
Я не знаю, как правильно описать итог. Успех? Возможно, так. Впрочем, без участия зрителей волшебства не произошло бы. Так что спасибо огромное, что почтили вниманием и пришли.
Рассчитываю, что встречи проекта "Музыка и вино" станут действительно регулярными. Планов - громадье. Впрочем, в ближайшее время постараемся создать не только прочный сплав из музыки и вина, но и добавим к ним слово, а точней - стихи.
#tastings #loirevalley #frenchbaroque #music&wine #дегустации #многобукв #луара #французскоебарокко #музыкаивино


4
Наталья Гаврилова и ещё 3


Новости